НовостиНовости РоссииВизит "Минотавра"
loading...
   июль 2006   
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Новости по странам:

Новости по типам:

ФОТОАЛЬБОМЫ
Абзаково, Россия
Актуально о путешествиях

Визит "Минотавра"

27 июля 2006

Событийный туризм

Россия

В здании отдела личных коллекций ГМИИ открылась выставка живописи и графики Андре Ланского из собрания парижской галереи "Минотавр". Во Франции "русского парижанина" Ланского считают представителем современного французского искусства, а теперь началось его "возвращение" на родину. Чего, впрочем, на выставке вовсе не заметно, считает ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

Андре Ланской, или граф Андрей Михайлович Ланской (1902-1976) – художник известный и признанный при жизни. Это не русский дадаист Сергей Шаршун, неведомый публике до прошлого года, выставку которого теперь сменила в здании Музея личных коллекций живопись и графика Ланского. В 1950 году Андре Ланской представлял Францию на громкой выставке "Молодые художники Соединенных Штатов и Франции", устроенной знаменитым галеристом американского поп-арта Лео Кастелли. Там абстрактная живопись Ланского висела в одном зале с "живописью действия" Джексона Поллока.

Сопоставлять этих мастеров теперь кажется странным: результат слегка похож (абстрактные цветные полосы и пятна на холсте), но замысел и цель совершенно различны. Во Франции, где Андре Ланской жил и работал с 1921 года и до своей смерти, его творчеству посвящено множество исследований. Большинство французских искусствоведов видят источник яркого цвета и гармоничной энергии, которые Ланской чудесным образом ухитрился внести в абстракцию (для него выдуман даже специальный термин "лирическая абстракция"), в его славянском происхождении. Якобы так сказались яркие, варварские впечатления петербургского детства русского графа.

Действительно, стены петербургского артистического кафе "Бродячая собака", расписанные Сергеем Судейкиным, поразили Ланского-подростка. И именно в мастерской Судейкина, уже в Париже, Ланской начал заниматься живописью. Однако не стоит преувеличивать, Андре Ланской – художник очевидно европейский, и в его живописи равно можно найти впечатления от творчества Анри Матисса, другого русского европейца – Василия Кандинского и Пауля Клее. Источник спокойного и энергичного ритма его картин тоже странно искать в славянстве, тем более в православии. Лично знакомый с Андре Ланским почитатель и исследователь его творчества Жан Клод Маркадэ однажды спросил Ланского: "Вы набожный человек. Как религиозное выражается в вашем творчестве?" "Когда я варю кашу, я тоже набожный человек",– ответил художник.

На выставке в Музее личных коллекций представлены, хотя и скупо (буквально одно-два полотна), все этапы творчества художника: ранние фовистско-примитивистские интерьеры, населенные молчаливыми человечками (вот тут действительно отдает достоевщиной), потом полуфигуративность конца 1930-х – начала 1940-х и полная абстракция 50-х, которая с тех пор стала главной для Ланского. Немногочисленные живописные полотна занимают нижний этаж нового здания Музея личных коллекций, на верхней галерее представлены только роскошные гуаши для литографированного издания Книги Бытия (45 штук, самая полная подборка оригинальных гуашей). Для обещанной музеем большой ретроспективной выставки малоизвестного на родине русского художника – необъяснимо мало.

В российских музеях действительно почти нет Ланского (да и откуда бы взяться?), однако и в парижских крупнейших музеях, и в собраниях провинциальной Франции живопись Андре Ланского представлена более чем широко. Наверняка ни один из них не отказался бы поделиться с одним из известнейших музеев мира, тем более по случаю обретения художником утраченной родины. Но ничего подобного не произошло. И вот по какой причине.

Эта выставка не инициатива ГМИИ, и Музей частных коллекций дал для нее только престижную площадку и имя. А за подписями под картинами "Частное собрание" скрывается собрание парижской галереи "Минотавр" (Le Minotaure), которая специализируется на продаже мастеров парижской школы, лишь слегка разбавленное вещами из парижского Фонда Ланского. Странная история. Нынешний выставочный сезон в самом своем начале, осенью 2005 года, отметился крупным скандалом: Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ запретило подведомственным ему музеям выдать вещи в некоммерческую экспозицию осеннего Российского антикварного салона в ЦДХ, чтобы размежеваться сразу со всеми торгующими искусством. И вот прошло полгода, и музей принимает две подряд выставки (Сержа Шаршуна и Андре Ланского) из одной антикварной галереи. Правда, парижской: видимо, это все меняет.

к списку новостей