НовостиНовости УкраиныШешоры наделали шороха
loading...
   июль 2006   
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Новости по странам:

Новости по типам:

Шешоры наделали шороха

20 июля 2006

Событийный туризм

Украина

В прикарпатском селе Шешоры отгремел известный во всей Европе этнический фестиваль.

Восторженный люд каждый год в середине июля тысячами съезжается на «забаву» в Шешоры Ивано-Франковской области. Дни напролет танцует и пляшет вся округа, а ночью веселье продолжается на берегах водопада - пока под утро неугомонных любителей украинской этники не защекочут мавки. В тех дивных местах разум молчит, а сердце не дает усомниться в существовании мистической твари, живущей в лесах, реках и горах Гуцульщины. Украинское там живет, и украинцем там быть – счастье.

Однажды змей потребовал на съедение «молодыцю» Карпа. Парень взбунтовался и решил отвоевать любимую. Вдруг между ними возникла пропасть, и выросла первая гора. С того времени, где бы не ступал Карп, змей бил землю и она опускалась, образовывая ямы и ущелья. По этой легенде именно так и возникли горы Карпаты.

В самих Шешорах небеса держат верхушки карпатских гор, из-за которых в тумане с утра начинает выходить большое, словно огненный блин, солнце. На каждом шагу стоят каплычки, где ни свет ни заря селяне склоняются на колени и молятся. Местных коров и коз после выпаса на карпатских лугах хозяева выгоняют на поляны чебреца - тимьяна, чтоб молоко сладенькое и ароматное было. Край этот славится лучшими мастерами карпатских ковров – лижныков из овечьей шерсти. Но прежде, чем сделать нить, шерсть укладывают в реку, чтоб поток воды и камней очистил ее и вычесал. К слову, по местным обычаям прежде, чем зайти в воду, необходимо умыть лицо - считается, через глаза вода проходит вовнутрь, что символизирует и знакомство с водой, и уважение к ней.

Все это блаженство на три фестивальных дня превратилось в невиданный балаган улыбок, нарядов, музыки и забав. Порядка 10 тысяч человек со всей Европы оккупировали село: скин-хеды, оставив дома свои угрюмые маски, нарядились в веночки, панки с гитарами облюбовали берег водопада, растаманы, кришнаиты, народные музыканты, ночи напролет выстукивая на своих перкуссионых барабанах шаманские ритмы, факиры, хиппи…

Селились кто где: можно и за двадцатку в хате, романтики же - в палаточном городке на лужайках.

Днем в сельской школе показывали молодое украинское кино, а по вечерам на стадионе водили хороводы да плясали под этнику выступающих. Всех и не счесть: чего только стоят ивано-фрнковская «Перкалаба», киевский «Гурт Йо’Гурт», «ДахаБраха» и румынские (http://www.sheshory.org/program/music/fanfare-ciocarlia/).

Fanfare Ciocarlia

” – музыка которых знакома по фильмам Эмира Кустурицы.

Обыденные одежды украшались тем, что продавали местные рукодельники. Девушкам - чильця гуцульские (от украинского слова «чоло» - лоб) – женские ленточки на волосы с балабошками из ниток. Парням - вышиванки льняные да пояса гуцульские. В уединении от радостной метушни народ почивал у горной реки, остальные - за чаркой-другой в теньке карпатской зелени. Испробовать местной самогонки не отказался и Юрий Андрухович, и киевский ресторатор Эрик.

Это же народная традиция – пить самогонку. Зачем из Киева везти, если здесь за десятку можно купить у бабушек. И оч-ч-чень вкусно, - улыбаясь во весь рот, похвастался Эрик.

Тайны карпатских трав открывали на экскурсиях экологи. Листья черешни, например, добавляют в чай для аромата. Заварить можно и кропиву, но сгодится она в походе и для супа, и для пюре. А чтобы травы несли магическую силу, советуют собирать их в первой половине дня.

Излюбленными местами приезжих стали мастер-классы по украинским ремеслам. Например, привязав к тонкой досточке - сродни деревянной линейки - шелковую нитку и, раскрутив ее, доска на ветру издает то ли шум, то ли свист. Раз-два – готов музыкальный инструмент.

Мастерству тканных ковров учила семья Василащуков. Чтобы сделать полотно 2 на 3 метра мастеру нужно не менее недели постоянной работы. Мне понадобилось целых полчаса, чтобы перебрасывая челнок между нитями, сделать свои три рядка гуцульского ковра! Адский монотонный труд.

Еще сложнее оказались сырные коныки – то они склеивались, то не скручивались. Зато весь брак пришлось съесть.

- Лепятся фигурки из сыра, размякшего в горячей воде, - рассказывает мастерица по сыру Мария Макийчук. - А чтобы сыр застыл, коныка нужно окунуть на пару минут в холодную соленую воду.

Для приготовления брынзы в казанок заливают овечье молоко и немного желудочного сока. Из сыроватки, которая выделяется при варке, делается сочный и менее соленый сыр – буц. Но главное, гульский сыр должен быть круглым, как солнце.

Но самой звездной в Шешорах стала украинская вуду – лялька-мотанка из сена.

Сплетенных из подручных средств мужскими руками, кукол сжигали в жертву богам, - начала мастер-класс художник-модельер, известная по всей Украине Людмила Тесленко-Пономаренко. - Со временем женщины стали делать кукол для своих детей.

Головка куклы скручивается из сена магическими круговыми движениями. Мотанку можно украсить нитками, тканью и каменьями. Главное – глаза не приделывать. У гуцул считается, сквозь глаза может вселиться потерянная душа, и кукла оживет. И в таком случае она принесет беду.

Кукла, признаюсь, давалась не всем: у меня то голова не получалась, по руки - длиннее тела раза в два, то соломенные ножки одна короче другой. С пятого-шестого захода я таки сплела соломенного человечка, а из торчащих без дела соломинок приплела ему рожки.

Похож, - глядя на меня с этим свертком сена, сказал пробегающий фотограф и сделал снимок.

Завершающим аккордом в одном из сельских дворов, под открытым небом и при свете факелов стал спектакль «Король Лир» театра "Дах". От трагедии "даховщики" оставили всего малость, зато настроения и мистики шекспировским образам прибавили - долго еще обсуждались ритуальные зажжения а-ля кельтских крестов из соломы, страшные маски на актерах, керамические головы и черные накидки. ночи шестой раз за три дня хлынул ливень. Мокрый до нитки народ выплясывал под последние аккорды и разбрелся: кто дальше в поход по Карпатским горам, кто домой. А буквально вчера на одном из киевских форумов встретилась заметка вернувшегося из этого рая: "У мене страшна ностальгія по Карпатах. Хтось підкаже, ЯК ЛІКУВАТИ?". Присоединюсь...

ШОШОРСКИЕ ВКУСНОСТИ "Бануш"

В кастрюльку налить литр сметаны и с момента кипения понемногу всыпать стакан кукурузной муки, постоянно перемешивая. Когда сверху образуется слой пенки, снять с огня и посыпать кашу тертой брынзой или сыром. "Чинахи" бульон из ребрышек добавить фасоль, замоченную с вечера. Немного ее проварив, всыпать сушеных грибов. Когда фасоль дойдет до полуготовности нарезать в суп картошку мелкими кубиками и продолжать варить на маленьком огне. Тем временем на сковороде поджарить лук с мукой и вмешать в суп. Снять с огня, добавить много зелени и чеснок. - 2

Из карпатских легенд

Главного Карпатского волшебника гуцулы называют Мольфаром - колдун этот, пожилой и мудрый "дідусь", умеет вызывать и останавливать дождь, в магические дни он собирает целительные травы в лесах и общается с духами. Говорят, Мольфар живет в глубине леса, подальше от людей. Деяния его селяне распознают по тому, что происходит в природе. Местные в быту называют волшебников "непростими", - рассказывает гость фестиваля Андрей Мудрый, который на протяжении 10 последних лет собирает в округе Шешор верования и обычаи. - Старые люди говорят, в лесах у колдунов есть собственные города, имения, водопады, на берегах которых растут кипарисы, но никто из людей простых этого не видел. А все потому, говорят здесь, что Карпатский блуд - местный дух, отвлекает внимание блуждающих, направляя их подальше от волшебных имений.

Карпатский блуд, шуточки которого на собственной шкуре ощутили все, кто хоть раз бывал в Карпатах, считается здесь чуть ли не самым низшим духом. Он, говорят, уводит людей с верного пути. И единственный, кто может защитить от него – Чугайстр - большой волосатый человек. Чтобы задобрить Чугайстра, местные жители советуют сыграть ему на сопилке.

к списку новостей