НовостиНовости РоссииАнглеть не надо
loading...
   август 2006   
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Новости по странам:

Новости по типам:

ФОТОАЛЬБОМЫ
Амазония, Бразилия
Актуально о путешествиях

Англеть не надо

8 августа 2006

Событийный туризм

Россия

4, 5 и 6 августа под Рязанью впервые после переезда из-под Твери прошел фестиваль "Нашествие". В двух предыдущих номерах Ъ БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ подробно рассказал, почему лучшим слоганом для фестиваля "Нашествие" по-прежнему остается "главное приключение лета". Теперь настало время подвести творческие итоги фестиваля. Программа трех сцен фестиваля была построена так, чтобы показать все самое интересное, что есть в современной российской рок-музыке. Целая площадка ("Север") была предоставлена альтернативному року. Фолк в самых разных его проявлениях можно было слушать на сцене "Юг". Поддержка сплоченной фанатской армии "альтернативщиков" и растущая популярность фолк-рокеров во главе с группой "Мельница" обеспечили этим программам успех. Была предпринята попытка познакомить публику "Нашествия" с электронной музыкой. Ночные концерты электронщиков на северной сцене вышли, пожалуй, самыми неубедительными. Все-таки поле не клуб, и электронным музыкантам, привыкшим работать на сцене, уткнувшись в монитор лэптопа, нужно придумывать для таких площадок какие-то специальные пути контакта с аудиторией, к тому же изначально настроенной враждебно. "Любите ли вы трип-хоп?" – возглашала ведущая в час ночи. Из ближайших палаток доносилось: "Спроси еще, любим ли мы 'Фактор-2'!"

В такой атмосфере бесполезно было и пытаться продвигать на фестивале хип-хоп. Несмотря на то что этот жанр едва ли не единственный в российской поп-музыке, в котором можно наблюдать хоть какой-то прогресс, аудитория русских гитарных групп не переносит его на дух. В этом году отсутствовали и группы, относящиеся к размытому понятию "инди". Таким образом, я бы не стал характеризовать "Нашествие" как фестиваль, демонстрирующий всю палитру, но все-таки выступили более ста групп, фестиваль вышел более чем информативным.

Настоящей удачей стала сцена "Юг", на которой проходили большие концерты проектов, в большинстве своем считающихся "клубными". В первый же день фестиваля ураганный "пивной фолк" группы "Тролль Гнет Ель" задал тон всем последующим шоу. По несколько тысяч человек собралось здесь на выступления Billy`s Band и "Смысловых галлюцинаций" (последние играли с симфоническим оркестром). Невероятной мощи концерт дал Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ". В первой части шоу он играл песни из своих "шансонных" программ – смотреть, как молодая публика во весь голос подпевает классике вроде "Мишки-одессита" или "Я милого узнаю по походке", было настоящим наслаждением. Затем исполнитель перешел к акустическим версиям песен собственной группы и, воодушевленный реакцией публики, сыграл даже лучше, чем на недавнем 20-летии "Ва-Банка" во МХАТе имени Горького.

Неожиданный ажиотаж вызвало выступление молодой фолк-певицы Пелагеи. Люди заполнили пространство перед сценой "Юг" задолго до начала концерта и скандировали имя певицы. Пелагея развивается как вокалистка, ей, кажется, подвластна музыка любых этносов, что и демонстрируется в сложносоставных фолк-композициях, но ей по-прежнему не хватает крепкой продюсерской руки, которая смогла бы придать необъятному таланту певицы какие-то более или менее конкретные, осязаемые формы. Она хорошо поет, но не понятно, про что и зачем. Но на общероссийском музыкальном фоне даже сам факт наличия голоса уже способен вызывать восторги. Даже случайные "нашественники", не знавшие о Пелагее ничего, задерживались у сцены "Юг" и оставались до конца:"Смотри-ка, такая молодая, а и Pink Floyd ей доверили спеть и Янку!" "Нюркина песня" покойной Янки Дягилевой пока остается главным хитом в репертуаре Пелагеи, и, возможно, именно обращение к "сибирскому панку" способно в итоге сформировать некое "творческое лицо" расцветающей на наших глазах вокалистки.
Хедлайнеры главной сцены "Нашествия" в основном сыграли стандартные программы. Как и фестиваль "Эммаус", "Нашествие-2006" не отличалось какой-то особой сценографией, здесь тоже отсутствовал подиум-язык, который обычно позволяет музыкантам "сблизиться с народом". Максиму Покровскому из "Ногу свело" не хватало пространства для сценических маневров, и кипучая рок-н-ролльная энергия загнала певца под самые колосники. Времена, когда на выступлении "Короля и шута" в небо выпускали стаю ворон, а "Мумий Тролль" буквально появлялся из-под земли, ушли вместе с режиссурой Михаила Козырева и Максима Виторгана. Сегодня "театральные" эффекты придумывают сами музыканты, коли не лень. Не лень самовыражаться во всех сценических формах "Пилоту", "Пикнику" и Ольге Арефьевой, группа "Би-2" порадовала имиджем а-ля "Заводной апельсин" – в этой эстетике решен весь новый альбом команды, который выйдет осенью.

На "Нашествии-2006" вдруг обнаружилось, что наши рокеры все-таки слушают записи зарубежных коллег. "Ляпис Трубецкой" сыграл песню из репертуара The Ramones, Шура "Би-2" рубанул нечто из LCD Soundsystem, Диана Арбенина спела роллинговскую "Satisfaction" с таким куражом, словно услышала ее только вчера. Публика никак не отреагировала на кавер-версии: для аудитории "Нашествия" английский язык и англоязычный рок по-прежнему остается темным лесом.

В этом году на "Нашествии" не было никого, кто бы мог называться артистом, на котором держится вся афиша фестиваля. Русский рок словно застыл в ступоре, и это отразилось на программе всех летних фестивалей. Любимых артистов принимали с воодушевлением, но не было сенсаций. В этом смысле достойны аплодисментов музыканты, сумевшие сделать невозможное. Невозможно, например, удержать интерес публики сразу после группы "Алиса", которая всегда отбирает у аудитории очень много сил и эмоций. Но украинцам "Океан Эльзы" это удалось. По сравнению с "санаторным" по степени драйва выступлением на "Крыльях" Святослав Вакарчук на "Нашествии" выглядел настоящим демоном, и зрители не могли не оценить этого.

к списку новостей